Сегодня мы рассмотрим white paper Petro (PTR) – криптовалюты, созданной в Венесуэле. Сразу оговоримся, что мы не даем рекомендаций по инвестициям, а предоставляем базу, чтобы вы могли сложить свое собственное мнение о данной валюте.
White paper
Во введении технического документа валюты сказано следующее:
«История Petro берет свое начало еще со времен правления президента Уго Чавеса, который хотел создать сильную валюту, поддерживаемую сырьем. Предыстория восходит к предложениям проведения финансовой и денежной-кредитной реформ еще до господства доллара США, который взял верх после финансового кризиса 1990-х годов. Блокчейн позволяет осуществлять трансфер ценности и информации без посредников, позволяя создавать прозрачные финансовые инструменты. Petro будет независимой криптовалютой, которая будет поддерживаться нефтяными активами государства Венесуэла, правительство которого будет источником развития прозрачной и открытой цифровой экономики, открытой для прямого участия граждан. Также Petro будет платформой для создания справедливой финансовой системы, цель которой – способствовать развитию автономной торговли между странами с развивающейся экономикой».
Petro поддерживается природными ресурсами Венесуэлы и в white paper заявлены три основные цели новой валюты:
– стать платежным средством для покупки товаров и услуг, а также выступать в качестве обменного актива на фиатную и цифровую валюту;
– обеспечить работу цифровой платформы (электронный эквивалент природных ресурсов) для создания инструментов, обеспечивающих торговлю сырьем;
– стать инструментом накопления ценности и инвестиционным активом.
Далее в white paper следует подробное объяснение, каким образом монета Petro привязана к баррелю нефти Венесуэлы. Также в тексте указывается, что валюта признается платежным средством для оплаты налогов, комиссий и любых других платежей на правительственном уровне
По сути, токен будет представлять заявку на баррель нефти из Венесуэлы (страна богата золотом, железной рудой и особенно нефтью). Продажа нефти составляет более 50% от ВВП и примерно 95% от общего экспорта.
Токены PTR будут распределены следующим образом:
– 20 февраля 2018 прошел pre-sale и на платформе NEM
– основной этап ICO также пройдет позже на NEM и будет продолжаться до тех пор, пока 82 400 000 монет, доступных для продажи, не будут распределены
– ограничения: эмиссия является окончательной, новый выпуск монет Petro запрещается
– распределение монет: выпуск составляет 100 000 000 токенов, из них 82 400 000 отводятся на этапы пресейл и краудсейл
Далее в документы указываются основные направления распределения собранных за счет ICO средств:
Исторический контекст
Сказать, что в Венесуэле есть проблемы в финансовой системе – это не сказать ровным счетом ничего. В настоящее время Венесуэла находится на грани финансового краха. В издании Independent сложившуюся экономическую ситуацию прокомментировали следующим образом:
Экономика страны, которая когда-то считалась самой богатой в регионе Латинской Америке, в прошлом году сократилась на 10% – ситуация сложилась даже хуже, чем в Сирии. Объем ВВП сократился на 19%. Инфляция в 700% стала самой высокой в мире (почти в два раза выше, чем в Южном Судане, который занимает второе место в рейтинге по уровню инфляции), что делает валюту государства практически бесполезной. В стране, которая обладает самыми большими запасами нефти, три из четырех граждан недоедают, теряя в весе около 8 кг в год. В 2014 году уровень смертности (по причине убийства) сравнялся с показателями 2004 года в Ираке.
Кроме того, США наложили санкции на Венесуэлу: в частности, речь идет о запрете совершать торговые операции с акциями и долговыми ценными бумагами правительства Венесуэлы. Это фактически закрыло возможность взять государственный кредит за рубежом, что позволило бы создать новую валюту или рефинансировать существующий долг.
Реакция инвесторов и СМИ
Реакция общественности на создание национальной криптовалюты Petro была крайне негативной. Reuters:
Презилент Мадуро надеется, что криптовалюта Petro позволит стране смягчить санкции США, поскольку боливар достиг рекордного минимума и уже не способен бороться с гиперинфляцией и разрушившейся социалистической экономикой. Эксперты блокчейн-технологии считают, что новая валюта не сможет привлечь достаточное количество инвестиций. По мнению лидеров оппозиции, продажа токенов представляет ничто иное, как нелегальный выпуск облигаций, а министерство финансов США предупредило, что может ужесточить санкции.
В Bloomberg вышло сообщение следующего рода:
Чтобы спровоцировать спрос, правительство гарантирует, что Petro будут принимать в качестве платежного средства для оплаты налогов и других правительственных сборов. Также заявляется, что валюта будет активно продвигаться за рубежом. О ненадежности плана сигнализируют заявления Мадуро, что Petro будет поддерживаться запасами нефти, золота и алмазов Венесуэлы. Но на сегодняшний день не существует никакой возможности обменять цифровую валюту на природное сырье.
По словам президента Николя Мадуро, за время пресейла было собрано около $735 млн. Однако Мадуро не предоставил никаких данных относительно первых инвесторов, или любой другой информации, которая могла бы подтвердить достоверность его слов.
Стоимость монеты Petro привязана к цене барреля венесуэльской нефти, что означает, что эта стоимость связана с готовностью правительства признать платежи Petro. Учитывая исторический контекст создания валюты, это отнюдь не обнадеживающее заявление.
Заключение
Негативная реакция инвесторов и медиа логически обоснована: в white paper нет никаких доказательств понимания работы технологии блокчейн. Кроме того, история показывает, правительство не уважает иностранных заемщиков.
Есть одна теория, которая шутки ради обосновывает существование Petro. Токены PTR, вероятно, сейчас бесполезны, потому что они «поддерживается» венесуэльскими природными ресурсами, и это при условии, что не существует способа конвертировать монету в баррель нефти. Это означает, что ценность основана на доверии правительству (которое, как мы уже упоминали, на протяжении всего существования Венесуэлы не возвращало долги). Однако, если режим Мадуро будет вытеснен капиталистической политической системой, которая чтит ICO и привязку монет к нефти, то токенизация природных ресурсов Венесуэлы будет схожа с приватизацией в России после распада СССР. Однако все еще остается неясным, как покупка этих монет может вписаться в санкции США, что является еще одной причиной подумать перед тем, как инвестировать в эту валюту.
В целом, экономическая и политическая ситуация в Венесуэле определяют выпуск Petro как довольно спекулятивное предложение. Будет интересно посмотреть, что же из этого получится и какова будет реакция других правительств.