В 2016 году продажи на мировом арт-рынке оценивались в $45 млрд. Большинство из сделок пришлись на долю дорогого и редкого искусства, где произведения могут продаваться за миллионы долларов. Такие высокие ставки приманивают не только коллекционеров искусства, но и аферистов. Подделки в этой сфере – совсем не редкость, и зачастую они продаются в качестве подлинников. Кроме того, финансовая сторона вопроса так и остается туманной. Именно здесь может пригодиться блокчейн.
Подлинник VS подделка
Одной из основных областей, где блокчейн может сыграть важную роль на мировом арт-рынке, – это происхождение произведения искусства. Прежде всего речь идет об истории владения творением. Это история прав собственности, который ведет нас вплоть до художника, который создал шедевр и является его первым правообладателем.
На сегодняшний день происхождение произведения фиксируется и отслеживается вручную. И это обязанность нынешнего владельца вести учет истории. Происхождение некоторых ценных предметов может храниться в архиве галереи, музее или аукционном доме. Тем не менее, нет никакой общей системы для проверки и контроля происхождения предмета искусства.
Отслеживание истории произведения на блокчейне – единственный способ доподлинно отследить историю творения. Ввод записей на блокчейн делает их неизменяемыми и децентрализованными: ни один фальсификатор не сможет подделать документы. Тем более, исказить данные будет крайне сложно: детальная информация, вроде химических свойств используемой краски или типа холста будет в свободном доступе на блокчейне, что значительно упростит поиск подделки.
Цифровая система и инвестиции в высокое искусство
Блокчейн позволяет контролировать появление воспроизведенных копий и управлять ими. Однако большая проблема в цифровом искусстве заключается в том, что каждый может копировать и распространять цифровой файл при наличии доступа к нему. Так и с блокчейном: вы можете создавать версии цифрового произведения искусства, которые сертифицированы как оригиналы.
С другой стороны, сертификация произведений искусства означает, что право собственности на творение можно разделить. Так, например, вы могли бы приобрести картину вскладчину с другом. Это распространяется и на продажу акций какого-либо произведения искусства. Вы могли бы теоретически владеть небольшой долей Мона Лизы, если бы Лувр решил продавать акции. Кстати, подобные идеи вдохновили создателей криптостартапа Maecenas.
Конечно, речь идет о развитии по нетривильному сценарию, поскольку в таком случае музеи изобразительного искусства смогут финансировать покупку новых картин, выставляя на аукцион акции их существующей коллекции. Преимущество такого подхода велико с финансовой точки зрения, так как в настоящее время галереи платят высокие процентные ставки за кредиты на покупку произведений искусства. Таким образом, блокчейн откроет высокотехнологичные инвестиции в искусство, что может стать существенным благом для музеев всего мира.
Прозрачное ценообразование и механизм оплаты
Еще одним преимуществом использования блокчейна являются смарт-контракты, которые делают цены и условия сделки прозрачными. В настоящее время рынок элитного искусства изначально довольно скрытный, поскольку он работает для инсайдеров, а не для внешней публики. Остается загадкой, сколько галерея/аукционный дом/брокер получает комиссии за продажу произведения искусства. Более того, в случае с современным искусством, художник может даже и не получить законную долю прибыли с продажи.
Покупка искусства через смарт-контракты может решить эти проблемы прозрачности и помочь художникам получать их деньги. Это также позволит сообществу любителей искусства объединить свои ресурсы, чтобы приобрести творение через смарт-контракт. Тем самым, это сделает арт-рынок более доступным.
Будут ли галереи использовать блокчейн?
Это большой вопрос. Онлайн арт-платформы проявили заинтересованность во внедрении новой технологии. Так, например, в течение следующих пяти лет аукционные дома Christie и Sotheby интегрируют блокчейн в работу. Тем не менее, большинство галерей и музеев говорят, что они не намерены использовать цифровую технологию.
Это может показаться странным, но с другой стороны, при внедрении блокчейна, прибыль галерей с продажи экспонатов снизится, потому что все художественные работы будут доступны на децентрализованной платформе. Поэтому, вполне логично, что галереи будут заинтересованы в сохранении статуса-кво. Тем не менее, рынок высокого искусства по-прежнему в основном ограничен цифровым искусством и до сих пор не достиг мирового уровня. Этот мир может быть настолько ограничен, что повсеместной реализации может и не быть вовсе.