btc
bch
eth

Как децентрализованные протоколы изменят традиционные бизнес-модели

Руководители корпораций в панике: децентрализованные протоколы, основанные на технологии блокчейн, меняют устоявшиеся бизнес-модели. Паттерны будущего отличаются от существующих, и они, конечно же, не подчиняются существующим правилам. Однако на диаграмме Венна (схематичное изображение всех возможных отношений) традиционного бизнеса и децентрализованных протоколов есть как совпадения, так и различия.

Традиционный бизнес vs. децентрализованные протоколы

Сводя определение «традиционный бизнес» до самых простых терминов, мы получаем, что все традиционные предприятия − это организации, которые взимают с клиентов определенную плату (обычно обозначенную в фиатных деньгах) в обмен на определенный продукт или услугу. Starbucks продает порцию американо за $3,28. Netflix взимает $10,99 за неограниченные просмотры Николаса Кейджа в ваших телевизорах. Ни для кого ни секрет, что все традиционные предприятия, независимо от предоставляемого продукта или услуги, направлены на извлечение прибыли. Владельцы бизнеса стремятся сократить издержки, повысить эффективность и расширить границы, чтобы максимизировать денежные потоки для акционеров. Ключевыми стейкхолдерами в традиционном бизнесе являются клиенты, владельцы бизнеса/сотрудники и инвесторы.

Децентрализованный протокол, основанный на технологии блокчейн – это криптографическая сеть, представляющая распределенный децентрализованный реестр данных, работающая за счет механизмов достижения консенсуса. Сети, работающие на децентрализованных протоколах, не структурированы, как сети традиционных бизнес-моделей.

Децентрализованные протоколы не ориентированы на создание будущих денежных потоков для акционеров. Вместо этого они запрограммированы на облегчение коммерческих взаимодействий между людьми.

Основными заинтересованными сторонами децентрализованных протоколов являются клиенты, «сторонники сообщества» и (иногда) инвесторы протокола.

Клиенты

Клиенты получают выгоду от взаимодействия с традиционным бизнесом. По цене, указанной продавцом (в фиатных деньгах), они имеют право получить продукт или услуг. Точно так же происходит и при работе с протоколом.

Как правило, протоколы можно использовать, заплатив за это utility токенами (какие бывают типы токенов?). Например, вымышленный протокол Planes осуществляет поездки от побережья к побережью за 1 токен PLN, который представляет собой средство обмена. Ник, бизнесмен из Сиэтла, должен заплатить 1 токен PLN за рейс из Сиэтла в Майами. Авиакомпания имеет право на 99% от суммы токена PLN, а протокол Planes получит 1%.

Владельцы бизнеса и сотрудники

Владельцы бизнеса и сотрудники должны получать оплату за свою работу. Руководители компания платят зарплату сотрудникам, выделяя на это часть средств из доходов. В децентрализованных протоколах понятие «владелец бизнеса» не применяется вовсе: вместо этого протоколы развиваются «сторонниками сообщества».

Протоколы могут способствовать коммерческому взаимодействию между людьми «по себестоимости», если они генерируют достаточное количество сетевых сборов, чтобы покрыть все необходимые расходы на содержание протокола. Например, расходы могут включать содержание централизованного подразделения и наем разработчиков, менеджеров проектов или любых других сотрудников, чтобы поддерживать работу сети (но не управлять ею). Таким образом, маржа протокола может быть намного ниже, чем у традиционного бизнеса.

Если протокол запрограммирован с необоснованно высокими комиссиями за транзакцию, любой может «разветвить» протокол (используя измененную копию исходного кода с открытым исходным кодом) и создать конкурирующую сеть с более низкими комиссионными за транзакцию (Что такое форки и каких видов они бывают?). Это будет продолжаться до тех пор, пока комиссионные сборы не достигнут оптимального значения.

Учредители протокола могут оставлять себе определенный процент от всех когда-либо выпущенных токенов. Аналогичным образом «сторонники сообщества» вознаграждаются за свои усилия токенами на постоянной основе (аналог привычной зарплаты). Эти жетоны обычно имеют соответствующее значение в фиатных деньгах и могут быть выкуплены на биржах. Но не стоит воспринимать жетоны как панацею: публичные спекуляции и скорость обращения токена оставляют желать лучшего. Утопическое будущее не произойдет в одночасье, впереди еще много работы.

Финансирование бизнеса

Многие владельцы бизнеса или предприниматели традиционно полагаются на рискоустойчивые финансовые организации. В 1500-е годы предприимчивые торговые путешественники опирались на богатых финансистов для поддержки своих путешествий. Если торговые путешествия оказывались успешными, финансисты зарабатывали львиную долю от их прибыли.
В 2018 году основатели стартапа в Силиконовой долине отказываются от контроля над компанией в пользу венчурных капиталистов (современных финансистов, чьи средства позволяют реализовывать самые смелые идеи). Если стартапы успешны, венчурные капиталисты получают доход, пропорциональный их доле в компании.

Важно отметить, что капитализм и традиционные бизнес-модели работают хорошо. Есть миллионы счастливых клиентов в различных отраслях.

В некоторых же случаях децентрализованные протоколы обеспечивают более дешевый доступ к продуктам или услугам и более интересные стимулы для всех заинтересованных сторон.

Основатели протоколов обладают большей гибкостью. Поскольку они создают новую сеть с использованием токенов, они могут позволить себе обойти процедуру взятия на себя обязательств, связанных с получением заемных средств.

В то время, как торговцы XVI века и прошлые основатели Силиконовой долины играли по правилам своих спонсоров, основатели децентрализованных протоколов освобождаются от давления. Создатели могут повышать капитал проекта за счет предпродажи токенов аккредитованным венчурным фондам, а в некоторых случаях и широкой публики. Протоколы также могут быть организованы таким образом, чтобы давать дисконтные токены разработчикам за их навыки.

Переоценка ценности

Итак, сколько будет стоить создание нового будущего, и как оно будет выглядеть? И как существующий бизнес будет переживать децентрализацию?

Лица, принимающие решения в компании, должны осознавать и понимать следующее:

— децентрализованные протоколы Web 3.0 не будут автоматически смещать устаревшие компании. И в некоторых случаях традиционный бизнес не выигрывает от децентрализации. Проекты будут получать необходимые сетевые эффекты, если не предполагают существенно нового подхода или продукта. Необходимы инновации.

— если ваша корпорация эксплуатирует искусственный дефицит или работает по принципам «экономики посредников», вам срочно нужны изменения.

Большинство децентрализованных протоколов по-прежнему требуют определенных аспектов централизации, чтобы гарантировать удовлетворенность клиентов. Извините, либертарианцы, но определенные вещи могут быть обеспечены только за счет должного уровня централизации.

Практический пример: Uber vs. Ride (выдуманный децентрализованный аналог), децентрализованного протокола совместного использования данных. В 2018 году у Uber три ключевых конкурентных преимущества на рынке совместного использования:

пользователи сети: ~ 40 млн пассажиров ежемесячно используют сервис, ~ 1.5 млн водителей зарегистрированны на площадке

гарантия удовлетворенности клиентов: централизованная компания, способна обеспечить водителей / пассажиров персонализированным сервисом устранения неполадок. Например, когда водитель жалуется, что студента колледжа стошнило в его машине, централизованный орган по устранению неполадок Uber поместит цитату водителя в профиль пассажира, тем самым обработав жалобу водителя.

узнаваемость бренда: компания Uber достигла статуса «глагола». Наравне со ставшим привычным «гуглить».

Однако через 5-20 лет Ride неизбежно придет на рынок и попытается переманить пользователей и водителей Uber. Сервис такси не будет строго структурирован, как традиционная бизнес-модель Uber. Ride не будет ориентирован на привлечение денежных потоков для акционеров. Вместо этого протокол будет сосредоточен на облегчении транзакций между пассажирами и водителями без посредников. Срвис будет нацелен на принесение пользы пассажирам и водителям.

Поскольку Ride не ставит своей целью поиск прибыли, ему не нужно взимать с водителей ~ 20 % за каждую поездку. Вместо этого сервис может взимать плату за проведение транзакций пользователей / водителей (с помощью токена RIDE) для взаимодействия с протоколом. Эти транзакционные сборы используются для поддержания и защиты протокола.             

Протокол Ride будет привлекать деньги через предпродажу своих токенов с помощью ICO или DAICO (новое поколение процедур сбора средств, представленное Виталиком Бутериным). Протокол может качественно улучишь сеть Uber, которая будет поддерживаться правильной командой и инвесторами. Благодаря этому, Ride будет накапливать сетевой эффект, пользовательскую базу и узнаваемость торговой марки. Разумеется, протокол Ride сохранит аспекты централизации для оценки степени удовлетворенности клиентов.

Как же компании вроде Uber будут выживать в 2025?

Есть два варианта:

— «Обратное ICO» или создание децентрализованного протокола для предоставляемой вами услуги.

— медленное банкротство, так как конкуренты с децентрализованными протоколами будут занимать все большую долю рынка.

Децентрализация − всего лишь одна из многих тем, которые будут подниматься на заседании советов директоров. Искусственный интеллект и автоматизация совершенствуются каждый год.

Сокращение маржи, увольнения сотрудников и ретренинги также связаны с децентрализацией. Возможно, наилучшим вариантом будет нанять сотрудников, которые смогут внедрить технологию в компанию, в случае, если неизбежный захват рынка децентрализованными протоколами беспокоит владельцев акций вашей компании.

Сегодняшние компании имеют невероятные возможности поучаствовать в следующем этапе эволюции бизнес-моделей и коммерческих взаимодействий между людьми.

Принять будущее или пасть жертвой социального дарвинизма: выбор зависит от вас.

Источник

Похожие материалы

Комментарии

Your browser is out of date!
Install the latest version of your browser.