btc
bch
eth

Франчайзинг на блокчейне

Франчайзинг – это широко известная модель ведения бизнеса для розничных предприятий пищевой промышленности. Многие из самых старых и самых успешных компаний розничной торговли в мире работают по схеме франшизы: McDonald's, Subway и т.д.

Новые розничные пищевые предприятия, такие как Chipotle и Starbucks, никогда не применяли модель франшизы. Возможно, причина кроется в развитии интернета. До появления всемирной паутины было слишком сложно централизованно планировать, открывать и управлять тысячами магазинов по всему миру с учетом местных нюансов и особенностей. Интернет изменил все. Компании с центральным управлением использовали карты Google, данные по объектам розничной торговли и недвижимости –интернет предоставил более детализированные демографические данные потребителя и множество других инструментов для эффективного планирования и развития бизнеса во многих городах.

Именно поэтому интернет-компании не строят бизнес по франшизе: они используют данные из Интернета для определения стратегий выхода на рынок, управления цепочками закупок и улучшения своих продуктов.

Но криптография имеет тенденцию децентрализовать все, к чему прикасается эта технология.

Рассмотрим два примера, которые иллюстрируют, как некоторые из лучших протоколов в криптографии используют модель «франчайзинга» для максимизации охвата и вероятности выполнения правил компании, что, в свою очередь, стимулирует потребителей.

0x: Децентрализованные биржи с книгами заказов

Протокол 0x – это бесплатный протокол с открытым исходным кодом с собственным токеном ZRX, который предоставляет возможность для ретрансляторов – независимых предприятий – размещать книги заказов в цепочке. Сегодня существует около 10 ретрансляторов, построенных по протоколу 0x, каждый из которых, по большей части, является прямым конкурентом как друг другу, так и централизованным биржам, например, Poloniex и Bittrex.

Ретрансляторы не платят команде 0x за использование их протокола – 0x является бесплатным и открытым исходным кодом. Скорее, ретрансляторы мотивированы создавать и управлять книгами заказов, потому что пользователи будут платить гонорары в токенах ZRX ретрансляторам в обмен на размещение книги заказов.

У ретрансляторов значительно ниже эксплуатационные расходы, чем у традиционных централизованных бирж. В отличие от своих централизованных партнеров, которые хранят активы клиентов, 0x ретрансляторы не являются денежными передатчиками и не налагают на своих пользователей риск контрагента. 0x ретрансляторы помогают сторонам, которые хотят торговать, найти друг друга, а затем подключают их, чтобы они могли осуществить транзакцию непосредственно по цепи.

Поскольку ретрансляторы 0x никогда не хранят пользовательские активы, им не нужно создавать процессы и инфраструктуру для следования законам «знай своего клиента» (KYC) или анти-отмывания денег (AML). Централизованные биржы имеют массивные команды, которые должны решать эти проблемы, поскольку они хранят пользовательские активы. Это дает 0x ретрансляторам значительное преимущество.

Команда 0x зависит от ретрансляторов. Если ретрансляторы не располагают книгами заказов, токен ZRX не будет иметь пользы. 0x тратит деньги и фиксирует время, чтобы помочь ретрансляторам начать свою деятельность. Каждый 0x-ретранслятор самостоятельно продает свое предложение.Также каждый ретранслятор может разрабатывать уникальные продукты для любой ниши: маржинальные трейдеры, платные трейдеры и т.д. Существуют десятки способов, с помощью которых 0x ретрансляторы могут дифференцировать, конкурировать и продавать свою продукцию пользователям по всему миру.

Владельцы ZRX выигрывают от такой конкуренции. Ретрансляторы активно вкладываются в маркетинг и обучение потребителей. Команда 0x и владельцы ZRX не тратят ни деньги, ни время непосредственно на потребителей, и тем не менее они выигрывают от роста сети, поскольку ретрансляторы конкурируют за потребителей, тем самым повышая спрос на токены ZRX.

FunFair: онлайн-казино

FunFair создал «казино в коробке» со всеми видами игр: блэкджек, крэпс, рулетку, игровые автоматы и т.д. Каждая игра доказуемо справедлива. Потребители, играющие в азартные игры с помощью токенов FunFair, знают, что казино не прибегают к игровым коэффициентам, и активно пользуются этим (это была огромная проблема в первой волне онлайн-казино в 2000-х годах). В отличие от традиционного казино, основанные на FunFairне хранят потребительские активы. Все выигрыши и поражения передаются в реальном времени между потребителем и игорным домом. Это беспроигрышная ситуация: казино берут на себя меньший риск и ответственность, а потребители не подвергаются риску контрагента.

Операторы казино могут взять все, что команда FunFair создала по очень низкой цене (возможно, бесплатно). Затем операторы казино переводят пул капитала в FUN-токены как резерв, чтобы привлечь потребителей. Протокол FunFair обрабатывает все остальное - логику игры, генераторы случайных чисел, платежи и т.д. Поскольку FunFair работает на блокчейне, онлайн-казино даже не нужно заниматься созданием учетной записи (хотя это можно сделать, чтобы включить другие функции).

Мы станем свидетелями появления изобилия небольших команд, запускающих казино. Эти команды будут ориентированы исключительно на маркетинг и захват клиентов. Десятки из них выйдут за одну ночь. Их предприятия быстро перейдут в гонку приобретения клиентов. Эти команды будут тестировать каждое маркетинговое сообщение и канал приобретения клиентов. Они будут обслуживать каждую нишу. Одна команда никогда не сможет этого сделать. Но 100 команд? Они будут способны на многое.

В то же время выиграют владельцы токенов FunFair, поскольку операторы казино активно конкурируют за обучение и привлечение потребителей. Даже лучше — держатели FUN не имеют прямого риска провалиться. Если оператор казино перерасходует средства на приобретение клиентов таким образом, что долгосрочный доход от клиента будет ниже стоимости его приобретения, владельцы FUN по-прежнему выигрывают, даже если отдельный оператор несет убытки.

Крипто-франшизы VS традиционные франшизы

Модель криптографической франшизы, описанная выше, на самом деле лучше, чем традиционная. В модели розничной франшизы центральная компания (франчайзер) взимает роялти с операторов за счет доли доходов и /или прибыли и ставит другие ограничения. В модели криптографической франшизы франчайзер вообще не взимает плату с опреаторов. Фактически, центральная компания, которая обладает большими ресурсами из-за ICO, мотивирована тратить деньги на то, чтобы помочь франчайзеру запуститься как можно быстрее и эффективнее.

Такое поведение сегодня все чаще проявляется в криптосистеме. Команда 0x тесно сотрудничает с ретрансляторами, чтобы помочь им запуститься, и даже предоставляет гранты. Проект Tezos, который привлек значительно больше денег, чем ожидалось (около $ 230 млн в момент ICO, который сейчас стоит около $ 400 млн), объявил о создании фонда для инвестиций в проекты, построенные на их платформе. Хотя EOS еще ничего не объявила, они, вероятно, собираются сделать что-то подобное, учитывая, что они собрали около $ 300 млн за счет ICO.

Эти сети создали структуры стимулов, которые не были возможны раньше. Благодаря этому участники сети будут внедрять инновации всеми новыми способами, создавая новые парадигмы для расширения сети, которые в некотором роде напоминают розничный франчайзинг, но во многом свойственны уникальным характеристикам криптографии.

Источник

Комментарии

Your browser is out of date!
Install the latest version of your browser.