Результаты исследования ICORating for Business Insider показали, что многие стартапы, успешно продавшие эмитированные токены, занимались развитием «скрытно», не информируя инвесторов о происходящих изменениях.
В конце прошлого года произошел криптобум, вызванный резким скачком цены на биткоин. Одновременно произошел взрыв на рынке ICO: согласно данным TokenData, в прошлом году 435 проектов привлекли в сумме около $5,6 млрд.
Аналитики ICORating собрали данные по работе 50 ведущих ICO-проектов первой половины 2017 года. Общая сумма привлеченных средств составила $887 млн, а самый крупный стартап Bancor собрал $153 млн инвестиций.
ICORating указал в своем отчете следующее:
Рассматриваемые проекты не раскрыли финансовые отчеты о расходовании средств, собранных за счет ICO. В определенной степени это проблема для всего крипторынка, и мы надеемся на скорые изменения в этой области.
Джон Слюсарев, директор по маркетингу ICORating, сказал Business Insider:
Ключевая проблема для рынка ICO – отсутствие прозрачности.
Удаленные white paper и roadmap
ICORating обнаружил, что многие white paper и стратегический план [roadmap] продукта были удалены.
«Проекты намеренно не дают никакой информации, когда речь идет о выполнении обещаний, данных инвесторам», – сказали аналитики ICORating. «13 проектов удалили свои white paper и стратегические планы с сайта продажи токенов».
ICORating отказался привести конкретные примеры.
Слюсарев сказал:
«В техническом документе часто указаны планы развития и сроки реализации. Если проект удаляет эту информацию из общественного доступа и не информирует инвесторов, это может означать, что обещанные сроки были придуманы».
Он также добавил: «Инвесторы имеют право потребовать объяснений, по каким причинам удаляется столь важный документ».
Инвесторы должны обращать внимание на тревожные сигналы
Менее 20% проектов из выборки исследования ICORating в действительности реализовали обещанный продукт.
29% запустили своего рода демо-версию, а 11% существуют вообще без какого-либо продукта.
Хотя разработка программного обеспечения может быть длительным процессом, ICORating указал, что многие проекты обещали завершить работу к более раннему сроку, чем они могли на самом деле.
«Корень проблемы – чрезмерное количество обещаний, которые невозможно выполнить. Они опубликованы для привлечения средств инвесторов, а не для достижения долгосрочного успеха», – указано в докладе.
Слюсарев сказал: «Подумайте, ведь многие из ведущих ICO пообещали создать сложные инфраструктурные блокчейн-платформы. Подобные сервисы разрабатываются не менее 1-2 лет, поэтому не стоит ожидать, что после ICO-бума произойдет взрыв релизов новых цифровых сервисов. И если в течение года проект не может предоставить альфа-версию обещанного продукта, инвесторам следует обратить на это внимание и потребовать объяснить причины задержки сроков».
Отсутствие продукта = большая прибыль
Что удивительно, в результате исследования аналитики ICORating обнаружили, что инвестиционная доходность не связана со статусом продукта.
В докладе говорится:
Вместо того, чтобы подкреплять стоимость монет информацией о развитии продукта, рост цен на токены часто либо вызван верой инвесторов в проект и широким охватом в СМИ, либо становится предметом манипуляций.
В декабре Bloomberg сообщил, что наиболее популярны те криптоактивы, которые принадлежат компаниями, еще не запустившим продукт.
Слюсарев сказал: «Для ICO важно вести прозрачную политику и публиковать отчеты о проделанной работе независимо от ситуации. Честность – лучшая стратегия, особенно когда ваш токен торгуется на биржах. Инвесторам же следует провести всесторонний анализ, чтобы оценить, что на самом деле происходит с проектом и его активом. На сегодняшний день нет инструмента, который бы упростил этот процесс, но мы работаем над этим».
Chain Media предлагает начать изучение этой темы со статьи «Как оценивать криптоактивы?»