Казалось бы, довольно опрометчиво говорить о смерти ICO, когда только недавно прогремели заголовки СМИ о первичном предложении монет Telegram (количество планируемых заявок было превышено в 4 раза). При этом в январе был установлен рекорд: было собрано $1.4 миллиарда долларов силами 67 ICO-проектов.
Однако сейчас появляется все больше проектов, которые избегают этап краудсейла, отдавая предпочтение закрытым продажам, созданным по принципу традиционных раундов акций или SAFT/приватных продаж. Согласно инсайдерским данным с Tokendata, $180 миллионов были собраны проектами, которые изначально планировали открыть публичную продажу, но впоследствии ограничились приватной, в частности речь идет о стартапах Olympus Labs, Nucleus Vision, Coinfi, Shipchain.
Что происходит?
На наш взгляд, подобную тенденцию можно объяснить рядом причин:
- Страх из-за активности регуляторов, особенно после последних заявлений SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям США). На наш взгляд, было бы более рационально, если бы органы сосредоточились не на ограничениях в криптоиндустрии, а на вопросе обеспечения безопасности инвесторов.
- На рынок наконец-то пришли институциональные инвесторы: то ли это эффект FOMO (Словарь криптосленга), то ли учреждения открыли для себя новые возможности на рынке. Теперь у них есть возможность получить доступ к средствам крипторынка, минуя этап рискованной публичной продажи.
- Рост цены на эфир в течение последних месяцев 2017 года означал, что большинство проектов, которые закрыли этапы приватных продаж в сентябре-октябре, обладают большим капиталом, чем предполагалось изначально, и не нуждаются в дополнительном потоке средств, который можно было бы получить путем публичной продажи.
- Большинство проектов не нуждаются в широком продвижении среди конечных пользователей из-за возможных вариантов использования токенов: многие стартапы фокусируются именно на привлечении институциональных инвесторов и стратегических партнеров, которые заинтересованы в долгосрочных инвестициях.
- Лучшие команды, минуя этап краудсейла, таким образом сигнализируют рынку, что они уже давно находятся в индустрии, усердно работая с самого начала. В результате, публичные ICO, вероятно, пострадают от неблагоприятного отбора на рынке.
- Возможно, в скором времени на рынке появится пласт новых учредителей, которые на данный момент только создают команду и находятся в поиске инвесторов.
- Учредители наконец-то осознали, насколько важен проект сети и экономика токена для достижения долгоиграющего успеха. В результате, новые проекты дольше «разгоняются» до своего запуска, поскольку в момент, когда токен выпускается на рынок, вариантов для маневра практически не остается.
Что это все значит?
На наш взгляд, высока вероятность, что в этом году на рынке ICO мы увидим примерно следующее:
- Появление новых моделей распространения токенов, цель которых – поиск кейсов для реального использования продукта и снижение уровня спекуляций.
- Краудсейлы токенов, в которых широкое распространение среди конечных потребителей имеет место быть, будет осуществляться по более справедливой модели в отношении управления и определения цен (например, DAICO и интерактивные предложения монет)
- Рост потребности в раскрытии инсайдерской информации: то, что уже сейчас делают проекты Aragon, District0x
- Бум на безопасность токенов, подпитываемый появлением таких платформ, как TrustToken, Securitize, Polymath, Templum.