Автор: KEVIN ROOSE
Год или два назад, Eastman Kodak был передовой технологической компанией. В ней работали самые умные инженеры, которые создавали патенты, работали над новаторскими процессами и были сосредоточены на создании мирового рынка кино. На пике развития компании в ней было занято 145 000 человек. Но эпоха цифровой фотографии Kodak прошла, и сегодня компания Rochester, N.Y., упоминается в основном в прошедшем времени. Многие из патентов были проданы, здания сданы в аренду или снесены, а компания продолжает сокращаться с момента подачи заявки на банкротство в 2012 году.
Сейчас компания со 130-летней историей пытается вернуть свои позиции, делая ставку на криптовалюту. Подобная азартная игра вдохновила одних инвесторов, и озадачила других. Встал вопрос, как Kodak будет отбирать бизнес-партнеров по криптовалюте. Новый проект Kodak включает в себя фотоагентство, промоагентство и компанию, предлагающую «волшебную машину по производству денег».
В этом месяце Kodak сообщил название будущей цифровой валюты – KodakCoin, которая «позволит расширить возможности фотографов и агентств по управлению правами на изображения». Главная идея KodakCoin заключается в следующем: использовать блокчейн, чтобы помочь фотографам в управлении их коллекциями и регистрации прав собственности на фотографии. Компания также заключила сделку на получение оборудования для майнинга, Kodak KashMiner, который позволит пользователям создавать собственные криптовалюты.
Акции Kodak выросли более чем на 200% после анонсирования проекта. Отчасти это связано с тем, что блокчейн – система математического учета, которая составляет основу цифровых валют – это талисман на сегодняшнем фондовом рынке. Читайте нашу статью «Как устроен блокчейн». Поскольку инвесторы стремятся извлечь выгоду из популярности валют, таких как Биткоин и Эфириум, ряд компаний, испытывающих финансовые трудности , изменили свое положение, просто добавив слово «блокчейн» к своим названиям или объявив о новом криптовалютном проекте. (Самый известный пример - Long Island Iced Tea Corp., компания по производству напитков, которая утроила свою рыночную капитализацю всего за одну ночь после того, как переименовалась в «Long Blockchain Corp.»)
Эти вызывающие шаги привлекли внимание регуляторов. В недавнем выступлении Джей Клейтон, председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам, сказал, что агентство «внимательно изучает публикуемые сведения о компаниях, которые меняют свои бизнес-модели, чтобы извлечь выгоду из предполагаемого обещания о технологии распределенного реестра».
Kodak – самая известная старинная компания, которая объявила о запуске криптовалютного проекта. Почти сразу критики набросились на компанию, характеризуя ее планы как отчаянную попытку заполучить деньги.
Похоже, что публично торгуемая компания выпускает токен, чтобы поднять из могилы цену на свои акции, - сказал Кайл Самани, партнер торговой компании Multicoin Capital.
Я бы не смогла спокойно спать, если бы я была причастна к этому, - отметила Джилл Карлсон, блокчейн - консультант.
В одном из интервью Джефф Кларк, исполнительный директор Kodak, завил, что блокчейн имеет большой потенциал. Летом прошлого года он начал изучать технологию, и понял, что она может решить многолетнюю проблему фотографов – доказать право собственности на изображения, отслеживать нарушителей авторских прав и получать оплату.
Это не компания по производству еды для собак, которая решила создать криптовалюту, - сказал г-н Кларк. Это реальное решение в области управления цифровыми правами, в которой Kodak уже много лет.
Теоретически фотографы смогут получать оплату за продажу лицензированных работ в KODAKCoin, а в саму платформу KODAKOne будет встроен модуль, который будет следить за использованием работ и в случае обнаружения изображений, используемых без лицензии, сможет вознаграждать фотографов, которым они принадлежат. Вместо того, чтобы получать оплату в долларах, фотографы могут привлечь клиентов, которые будут получать оплату в KodakCoins.
В рамках ICO KodakCoin, запланированное на среду (31.01), планируется в планах привлечь до 20 миллионов долларов. (Во вторник вечером на веб-сайте KodakCoin была опубликована информация об откладывании срока запуска ICO на «несколько недель», чтобы проверить документы потенциальных инвесторов). Но есть несколько моментов, которые вызывают вопросы. Например, как будут использованы эти деньги? Или почему подобная система не может быть построена не на базе блокчейна? Также возникает еще более очевидный вопрос: почему фотографы захотят работать за цифровые токены, а не за наличные?
Ответов на эти вопросы нет. И whitepaper KodakCoin, в котором подробно описывается предназначение валюты, – это 40страничный набор маркетинговых модных слов и нечетких диаграмм, таких как эта:
Управление цифровыми правами - это настоящая проблема для фотографов, и блокчейн, теоретически, предлагает отличное решение. Но некоторые конкретные атрибуты KodakCoin выглядят вызывающе, как красная тряпка для быка.
Во-первых, несмотря на название, KodakCoin на самом деле не принадлежит Kodak. Компания заключила соглашение с WENN Digital, филиалом британского фотоагентства в Калифорнии, которое специализируется на лицензировании фотографий папарацци. Согласно их соглашению, Kodak не получит прямой доход от ICO. Он получит меньшую долю в WENN Digital, всего 3% ото всех выпущенных KodakCoins и роялти за будущие доходы.
Камерон Челл, ведущий советник проекта KodakCoin, сказал, что первоначальное предложение монет представляет собой «ключевой момент» для Kodak, и что интерес компании к технологии блокчейн был основан на перспективе долгосрочных инвестиций.
Однако личность г-на Челла, канадского предпринимателя и мотивационного оратора, который когда-то открыл Тони Роббинса, вызывает сомнения. В 1998 году он согласился на пятилетний запрет Фондовой биржи Alberta в Канаде и выплатил штраф в размере 25 000 долларов в связи с нарушением правил биржи. Предыдущая его компания закрылась с позором после того, как ее председателю предъявили обвинение в мошенничестве.
Отвечая на вопрос об этих инцидентах, г-н Челл сказал, что он был «молод, неопытен и безответствен в своих действиях», и что он «многому научился с 1998 года и прилагает все усилия для того, чтобы не повторять ошибок прошлого и вести себя подобающим оббразом». Представитель Kodak не ответил на запрос о г-не Челле.
В последние годы г-н Челл позиционирует себя в качестве эксперта по блокчейну, и KodakCoin является его самым большим проектом. Челл является президентом компании Appcoin Innovations, которая была зарегистрирована как литературное агентство - Redstone Literary – вплоть до прошлого года после переквалификации фирмы в консалтинговое агентство, которое сейчас, согласно документам, предоставляет «комплекс услуг «под ключ » для компаний по разработке и интеграции технологий блокчейн и криптовалютных систем».
По данным S.E.C., компания, которая торгуется по всей стране с очень низкой ценой за акции, не получила дохода ни в 2015, ни в 2016 году. Appcoin Innovations планирует получить 20% ото всех выпущенных KodakCoins и часть выручки от размещения, доля которой может составить миллионы, если ICO будет успешным.
«Как только произойдет официальный запуск, – сказал г-н Шелл, – компания надеется предоставить акционерам традиционное место в совете для участия в криптопространстве».
Теперь по поводу токенов. По словам Кларка цифровая валюта, пытающаяся «демократизировать фотографию и сделать процесс лицензирования максимально комфортным для фотографов» будет в свободном доступе. Но из-за нормативных требований KodakCoins будет открыт только для так называемых аккредитованных инвесторов в Соединенных Штатах. Аккредитованный инвестор определяется как лицо с чистой стоимостью $1 млн. и более или с годовым доходом свыше $200 000 млн.
Сколько известных фотографов-миллионеров, держателей криптовалюты, вы знаете?
Даже если фотографы действительно подходят по всем требованиям к участию в ICO, им будет непросто потратить KodakCoins или перевести их в наличные. S.E.C. предупредил, что ценные бумаги, продаваемые в рамках закрытых предложений, таких как KodakCoins, требуют больше времени для их перепродажи, и инвесторы могут придержать токены «на какое-то время». Представитель KodakCoin сказал, что компания полагает, что ее монеты в конечном итоге будут свободно продаваться, и что возможно будут выпущены другие типы токенов в будущем, которые не будут подвергаться тем же ограничениям.
В whitepaper KodakCoin говорится, что держатели токенов могут получать другие преимущества, такие как доля дохода KodakOne и доступ к «рыночной площадке», которая позволит им тратить KodakCoins на оборудование, студии и транспортные расходы. Но даже эти выгоды могут и не реализоваться.
Эксперты в области криптовалют также не впечатлены Kodak KashMiner, компьютером для майнинга биткоинов, представленным на выставке электроники CES в этом году. Согласно рекламе, пользователи будут платить $3400 за аренду машины, компьютер под брендом Kodak будет решать сложные математические уравнения, чтобы присоединить новый блок в течение двух лет. Половина биткоинов, успешно добытых с помощью Kashminer, вернется в Spotlite, компанию, лицензирующую Kodak, а пользователь сохранит лишь часть от добытых биткоинов.
Kodak не раскрыл деталей о своей сделке с KashMiner. Но продажа арендованного оборудования может затянуться. В рекламе CES KashMiner обещает, что каждый арендатор заработает $9 000 от добычи биткоинов в рамках двухлетнего контракта. Эксперты сказали, что сумма явно завышена, потому что биткоин- добыча становится все сложнее со временем. При этом сам KashMiner просто представляет собой ребрендированную версию популярного оборудования для майнинга биткоинов, которая может быть приобретена напрямую за меньшую стоимость аренды.
There is no way your magical Kodak miner will make the same $375 every month, unless Bitcoin mining difficulty stays the same. It is currently increasing at around 15% a month, so mining output should drop around 15% a month, too. Good luck to everyone who bought this deal! pic.twitter.com/0xA2HNtHFc
— Saifedean Ammous (@saifedean) 10 января 2018 г.
Все это – лишь начало KodakCoin, сама валюта и завышенные ожидания относительно потенциала KashMiner указывают на то, что возможно эта затея не по зубам Kodak.
«Хорошо если технология, в конечном счете, реализует все то, что было обещано», – сказала г-жа Карлсон, блокчейн-консультант. «Наихудший сценарий заключается в том, что им придется предложить альтернативное решение».
Г-н Кларк, главный исполнительный директор Kodak, охарактеризовал блокчейн- проекты как небольшую часть общей стратегии компании и назвал обвинения критиков «ироничными». Получается, что в прошлом Kodak ругали за отказ от инноваций, а сейчас за попытку их внедрения.
Это не спекуляция», – сказал г-н Кларк. Мы используем новую технологию в блокчейне для решения реальной проблемы».