В современном мире отмывать крупные суммы денег становится все сложнее. Вряд ли вам удастся положить на депозит в банке $1, не привлекая внимания, в то же время покупка драгоценных металлов будет омрачена невозможностью продать их согласно их истинной стоимости. Для многих менее осведомлённых участников рынка, биткоин стал символом отмывания денег. Однако более вовлечённые криптоэнтузиасты уверены, что из-за прозрачности операций и относительно низкой ликвидности, биткоин легко отдаст пальму первенства доллару в вопросах по отмыванию денег.
Как утверждает в своем последнем отчете сооснователь и CEO биржи BitMEX Артур Хэйес, биткоин – далеко не самая предпочтительная опция для отмывания незаконно полученных средств.
Вместо криптовалюты многие злоумышленники предпочитают использовать недвижимость.
Государства стремятся привлечь как можно больше капитала в свои юрисдикции. Многих из них останавливает тот факт, что грязные деньги могут потом быть использованы для финансирования терроризма и роста наркокартелей. Однако есть и те страны, которые стали центрами по отмыванию денег.
Два наиболее значимых в этом отношении рынка – Гонконг, где отмываются китайские деньги, и США.
Несмотря на то, что Китай добился весомых успехов за последние 30 лет, общество в Китае не питает иллюзий относительно своего правительства. Так, любой житель, перешедший дорогу властям, может оказаться нищим и невостребованным в своей стране. Для того, чтобы защитить свои деньги, резиденты Китая обращаются на рынок недвижимости в Гонконге как к, своего рода, инструменту хеджирования рисков.
Америка, в свою очередь, желает знать, где находятся активы ее резидентов. Подобная идея пришлась по душе многим странам, включая Гонконг. Так появился Единый стандарт финансовой отчётности (CRS). Согласно регламенту, участники CRS должны делиться финансовой информаций о владельцах активов друг с другом. Однако, являясь участником CRS, Гонконг отказался включать недвижимость в список подлежащих отчётности активов. Также интересным является тот факт, что в США это соглашение попросту отказались ратифицировать. Другими словами, США не обязано выдавать информацию о владельцах активов на территории страны, что, безусловно, приводит к тому, что там зачастую деньги и отмываются.
Особенностью американского рынка недвижимости является то, что для покупки собственности за наличные ниже определённой суммы не требуются ни идентификационные данные покупателя, ни другие репутиционные проверки компаний или частных лиц.
В некоторых местах, как например, на Манхэттене, этот порог может достигать $3 млн, и факт существования проблемы еще в прошлому году признало Управление Министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN), назвав недвижимость откровенной «машиной по отмыванию денег».
Теперь рассмотрим ситуацию с биткоином. При желании деньги могут быть отмыты двумя способами: открыть счет на бирже или прибегнуть к услугам дилеров на внебиржевой площадке (OTC).
Допустим, преступник желает отмыть сумму в $1 млн. Любая биржа, способная справиться с таким объемом ликвидности, должна иметь тесные связи с финансовыми институтами в банковском секторе, которые, в свою очередь, потребуют тщательной проверки всех счетов на предмет соответствия правилам по борьбе с отмыванием денег и идентификации клиентов. Если правоохранительные органы заинтересуются подобной операцией и запросят информацию, биржа будет обязана предоставить данные клиента. Альтернативный вариант прибегнуть к услугам дилера возможен, но те из них, кто работает с крупной ликвидностью, также должны поддерживать банковские связи и, соответственно, соблюдать требования KYC / AML.
Но будем реалистами, найти не слишком привередливых OTC-дилеров возможно. Они будут готовы закрыть глаза на процедуры KYC / AML, однако предпочтут работать исключительно с наличными и потребуют немалую комиссию — в отдельных случаях она может достигать 20%.
Несмотря на то, что существуют возможности по отмыванию средств с использованием криптовалют, овчинка зачастую не стоит выделки, когда рынок недвижимости предоставляет гораздо больше возможностей и определённости в этом вопросе.