Моя заинтересованность биткоинами и криптовалютой началась из-за моей связи с Аргентиной. Я помог создать Deremate.com в 1999 году, который в конечном итоге стал Mercadolibre со штаб-квартирой в Аргентине. OLX также базировался в Буэнос-Айресе в течение большей части своей истории, особенно технические и продуктовые отделы, служба поддержки клиентов и команды по модерации контента. В результате я жил от 2 до 3 месяцев в Аргентине в период с 2006 по 2013 год.
В период с 1999 по 2015 год я наблюдал за принудительной конверсией долларов в песо по искусственно завышенной ставке в 2002 году после того, как валютный совет потерпел неудачу. В течение следующего десятилетия Кирхнерс подделывал статистику инфляции, ввел контроль над капиталом и национализировал пенсионные фонды. Это создало большую разницу между ставкой черного рынка за доллары (которая приближалась к «рыночной» ставке) и официальным курсом, начиная с 2012 года.
Биткоин привлек мой интерес во время первого пузыря 2011 года, когда его цена достигла 30 долларов. Меня заинтриговала его возможность быть ценным активом для тех, кто сталкивается с произвольной конфискацией или девальвацией своих активов. Для этой цели также подходит и золото, но его неудобно покупать, продавать и хранить, особенно на тех рынках, где вы больше всего нуждаетесь в надежном стабильном активе. Алмазы, искусство и другие ценности также имеют свои минусы.
Будучи заядлым игроком, у меня всегда было много компьютеров с очень мощными процессорами, поэтому я решил попробовать майнить биткоины просто для себя. Единственное воспоминание с тех времен, – это насколько неудобно было майнить криптовалюту, учитывая, что я технически сообразителен и изначально планировал делать это ради удовольствия. Даже создание учетной записи на BitStamp в то время было необычайно трудоемким процессом (биржа Coinbase еще не существовала). Тогда майнинг криптовалюты был также затруднителен, как и хранение золота.
Тем не менее, это не сдерживало многих аргентинских предпринимателей, таких как мой друг Вайнс Касарес. Он также увидел потенциал в биткоине как в хранилище стоимости и определил его недостатки. Он решил создать Xapo для решения некоторых из них.
На протяжении многих лет, когда биткоин достигал очередного максимума, это снова вызывало у меня интерес, и я снова майнил биткоины и хранил их на своем кошельке на Xapo. Тем не менее, после того, как в 2013 году были выпущены майнеры ASIC (поскольку графические процессоры были менее эффективными для этой задачи), количество биткоинов, добытых мной, стало снижаться.
Заметьте, что я никогда не считал и не буду воспринимать биткоин в качестве валюты. Хорошая валюта должна иметь стабильность в стоимости, быть общепринятой и недорогой для совершения сделки. Биткоин не обладает ни одним преимуществом из этого списка. Биткоин был создан для обеспечения устойчивости перед лицом потенциальной оппозиции правительства, а не для совершения эффективных платежей. Это слишком дорого и нерелевантно рассчитывать и оплачивать транзакции в биткоинах, чтобы эта сеть могла полностью заменить крупную платежную систему, например Visa, которая может обрабатывать более 50 000 транзакций в секунду. Кроме того, преднамеренный дефляционный характер, увеличение стоимости и экстремальная волатильность делают биткоин плохой валютой, даже с учетом решения второго уровня Lightning Network, которое позволяет значительно снижать транзакционные издержки.
Однако его отказоустойчивость, портативность и дефляционный характер делают его хорошим активом, еще более похожим на золото. Сегодня это более справедливо, чем когда-либо прежде, поскольку существуют биржи, такие как Coinbase, которые делают покупку и продажу биткоинов (и других криптовалют) более доступной, чем когда-либо прежде.
Тем не менее, биткоин все еще находится на ранней стадии развития, и вам нужно принять меры безопасности, если вы не хотите потерять ваши деньги. При этом нет простых способов застраховать свои активы. Вы очень сильно рискуете, оставляя свои активы на хранение на бирже, поскольку она может быть подвергнута хакерской атаке (как было с Mt. Gox в 2014 году: было похищено 850 000 биткоинов клиентов). На тот момент биржа обрабатывала 70% всех транзакций биткоина во всем мире. Впоследствии они подали заявление о банкротстве и вышли из бизнеса.
Вы также не застрахованы от риска и на других биржах. Даже если не учитывать вероятность взлома, хакеры могут получить доступ к вашей учетной записи и украсть все активы, как это случилось со мной несколько месяцев назад. Я подробно расскажу об этом в последующем посте в блоге. Даже если вы храните активы в автономном режиме (на аппаратном кошельке или другом внешнем устройстве), вы рискуете потерять кошелек, как это проиллюстрировали в эпизоде «The Bitcoin Entanglement» в сериале The Big Bang Theory в 11 сезоне. Также вы можете потерять кошелек или просто забыли свой приватный ключ, как и случилось с писателем Марком Фрауенфельдером в его эпической истории о взломе собственного кошелька.
Как и многие ранние последователи биткоина, я заинтересовался альтернативными монетами довольно рано, особенно Эфириумом. И Биткоин, и Эфириум – это сети, основанные на блокчейне. Однако у них разные цели использования. Биткоин был создан как платежная система, которая позволяет отслеживать транзакции. Эфириум – это программная платформа, которая позволяет разработчикам создавать и развертывать децентрализованные приложения. Майнеры работают за эфир, а сеть фокусируется на запуске программного кода любого децентрализованного приложения. Я полагаю, что графические процессоры были более эффективными при добыче эфира и лайткоина, чем биткоина.
Эфириум представляет определенную пользу, поскольку сеть по факту является строительным блоком для многих децентрализованных систем, но опять же, мы очень рано развертываем приложения. Такие продукты, как Augur, OmiseGo, Kyber Network, 0x и Golem, являются, по сути, блоками для децентрализованных приложений. Учитывая отсутствие простоты использования и фундаментальной масштабируемости приложений, мы, по крайней мере, на два года отстаем от приложений массового рынка. Фундаментальные продукты криптоиндустрии, такие как надёжные способы хранения активов для институциональных инвесторов также еще не созданы.
Я размышлял о том, на каких рынках можно построить блокчейн. В отличие от некоторых крипто-энтузиастов, я не думаю, что децентрализованные системы захватят мир и заменят все существующие рынки. Централизованные рынки играют важную роль в проверке качества работы поставщиков, предоставлении высокого уровня обслуживания клиентов, улучшении продукта, инвестировании в маркетинг для повышения ликвидности и т. д. Комиссия, которую взимает централизованная платформа, менее важна, чем ликвидность платформы. Вы можете создать бесплатную версию Airbnb, Uber или eBay, но, учитывая, что продавцы не найдут покупателей для своих продуктов, а покупатели не найдут того, что они ищут, никто не будет использовать эти сети.
Другими словами, децентрализованные рынки сами по себе вряд ли заменят существующие ликвидные централизованные аналоги. Тем не менее, бывают случаи, когда рынок может выиграть от децентрализации за счет использования токенов с целью создания ликвидности и там, где нет сильных должностных лиц (или должностных лиц, взимающих комиссионные, намного превышающие стоимость, которую они предоставляют).
Токены – это способ активации ликвидности платформы, в соответствии с чем услуги поставщика будут оплачиваться для осуществления транзакции. Различные платформы развертывают разные экономические модели, но по факту потребители будут платить за услуги, используя тот же токен. Таким образом, по мере увеличения ликвидности на платформе, токены также растут в стоимости, и тем самым вознаграждаются ранние пользователи. ICO – это просто продажа некоторой процентной доли фиксированных поставок токенов, приток средств, используемых для финансирования развития сети.
Многие считают, что использование токенов заменит маркетинговые инструменты, которые обычно использует централизованная платформа. В действительности, хотя эта функция должна служить для привлечения первых пользователей гораздо проще, чем централизованная платформа, для расширения сети также необходимо будет использовать традиционные маркетинговые методы. Несколько нелогично, но «децентрализованный» не обязательно означает, что платформа не будет принимать никаких комиссионных, как подразумевают некоторые криптоэнтузиасты. Часто эти платформы строят механизмы, благодаря которым они получают небольшую сумму в токенах за каждую транзакцию, чтобы они могли покрывать расходы на запуск платформы и / или предоставление дополнительных услуг.
Многие рынки выиграют от наличия неизменной публичной истории / книги записей. Например, стоимость получения права на землю / здание из органа регистрации земли очень высока, и реестр требует большой инфраструктуры для поддержания его работы, поэтому наличие публичной неизменяемой книги учета уменьшит затраты на поддержание инфраструктуры (сокращение государственного бюджета), уменьшит стоимость и увеличит скорость покупки / продажи домов.
MLS – отличный пример того, почему нужно работать на блокчейне. Только брокеры имеют доступ к MLS, поэтому, если кто-то захочет узнать, какие недавно были цены на транзакции на схожие дома или опубликовать свой список продажи дома для других, они должны будут заплатить брокеру комиссию в размере 6% от стоимости своей недвижимости. В некоторых штатах США эти данные MLS могут быть опубликованы публично (но вам все равно необходимо быть брокером, чтобы опубликовать листинг), тогда как в других штатах данные полностью закрыты, и, следовательно, потребители облагаются налогом на право доступа. Однако это вряд ли произойдет, потому что MLS принадлежит к брокерам, и публикация данных позволит устранить их способность получать вознаграждения, несоразмерные стоимости, которую они предоставляют.
Криптомир сегодня
Я очень оптимистично смотрю на будущее блокчейна и криптовалюты. Тем не менее, я также считаю, что большая часть существующих цифровых активов сегодня будет равна нулю. Многие из них не имеют основополагающих оснований для успешного существования. Приложения, которое они поддерживают, принципиально не требует токенизации. Кроме того, существует большое количество мошенников и откровенно смехотворных проектов, имеющих ICO. ICO не заменяет венчурный капитал. Только блокчейн-приложения финансируются ICO и, откровенно говоря, большинство компаний, которые запустили ICO, не были профинансированы профессиональными инвесторами. То, что сейчас создает безумие в этом пространстве, является фундаментальным дисбалансом спроса и предложения. У вас есть крупные криптодержатели в таких странах, как Китай, которые ищут активы для покупки, самыми легкими из которых являются другие криптовалюты. Этот пузырь в конце концов лопнет, и я не настолько глуп, чтобы притворяться, что знаю, когда это произойдет.
Когда интернет-пузырь лопнул, сотни компаний потерпели неудачу. Однако после них остались инфраструктура и ряд компании, которые в конечном итоге привели к революции в Интернете. Текущий криптопузырь также лопнет. Он будет уничтожать ценность многих монет и компаний, но он будет финансировать создание строительных блоков будущих успешных криптографических и блокчейн-приложений.
В последнее время рынок ICO несколько стих, но подобный пузырь формируется на частном предпродажном рынке. Аналогичная динамика спроса и предложения приводит к увеличению цены на биткоин. Эмиссия биткоина ограничена, а рост его темпов продолжает снижаться. Но по мере того, как его цена растёт, люди все больше интересуются криптоиндустрией. Поскольку как розничные, так и институциональные инвесторы увеличивают спрос на биткоин, цена постепенно возрастёт.