btc
bch
eth

Что находится за пределами возможностей технологии блокчейн?

За последние несколько лет блокчейн-технология приобрела немалую популярность. Благодаря эффективной комбинации криптографии и экономических стимулов, блокчейн позволяет участникам достигать консенсуса без участия посредников, при этом сохраняя надёжность, конфиденциальность и прозрачность исполняемых операций. Несмотря на это, при оценке бизнес-моделей, включающих блокчейн, необходимо понимать его ограничения.

Рассмотрим гипотетический и немного футуристический пример – рождение детей. Зачастую в прессе появляются сообщения, что дети были перепутаны в роддоме после рождения. Если у ребёнка будет верифицированная цифровая подпись, которая будет храниться на блокчейне и которую невозможно будет изменить, то в теории вероятность ошибки будет минимизирована, так как расположение ребенка и информация о его родителях зафиксируются в системе. Однако здесь и появляется одно из ограничений возможностей блокчейна. Чтобы привязать ребёнка к конкретной цифровой подписи, необходимо использовать какой-либо физический идентификатор или, например, чип, ассоциируемый с ребёнком. Эта задача ложится на плечи персонала, который отвечает за внесение подобной информации. Таким образом, возникает проблема, которую в английской литературе назвали проблемой «последней мили». 

Чтобы внести данные о физическом субъекте или объекте (человек, устройство) в цифровой мир, мы должны положиться на посредника и его надёжность.

В примере с рождением детей, нам необходимо положиться на персонал клиники, который в теории может как манипулировать данной информацией, так и допустить ошибку. Но как только это преодолено, человек может получить доступ к своим данным (например, фитнес данные, медицинские данные) и распоряжаться этой информацией по своему усмотрению. 

Другой сферой, где блокчейн может быть не так эффективен, как это позиционируется – реклама. Блокчейн способен указать маркетологам на цифровые идентификаторы, которым была показана та или иная рекламу, однако кто именно стоит за таким идентификатором сказать сложно. В худшем случае за ним может стоять бот, и рекламодатель попросту выкинул деньги на ветер. Верифицировать подобную информацию можно только офлайн. В противном случае необходимо полагаться на честность тех, кто вводит информацию в систему. 

В будущем с развитием экосистемы вокруг блокчейна, проблема «последней мили» даст дорогу новому типу посредников, которые будут решать проблему верификации данных, переводимых на блокчейн.

Источник

Похожие материалы

Комментарии

Your browser is out of date!
Install the latest version of your browser.