За последние несколько лет блокчейн-технология приобрела немалую популярность. Благодаря эффективной комбинации криптографии и экономических стимулов, блокчейн позволяет участникам достигать консенсуса без участия посредников, при этом сохраняя надёжность, конфиденциальность и прозрачность исполняемых операций. Несмотря на это, при оценке бизнес-моделей, включающих блокчейн, необходимо понимать его ограничения.
Рассмотрим гипотетический и немного футуристический пример – рождение детей. Зачастую в прессе появляются сообщения, что дети были перепутаны в роддоме после рождения. Если у ребёнка будет верифицированная цифровая подпись, которая будет храниться на блокчейне и которую невозможно будет изменить, то в теории вероятность ошибки будет минимизирована, так как расположение ребенка и информация о его родителях зафиксируются в системе. Однако здесь и появляется одно из ограничений возможностей блокчейна. Чтобы привязать ребёнка к конкретной цифровой подписи, необходимо использовать какой-либо физический идентификатор или, например, чип, ассоциируемый с ребёнком. Эта задача ложится на плечи персонала, который отвечает за внесение подобной информации. Таким образом, возникает проблема, которую в английской литературе назвали проблемой «последней мили».
Чтобы внести данные о физическом субъекте или объекте (человек, устройство) в цифровой мир, мы должны положиться на посредника и его надёжность.
В примере с рождением детей, нам необходимо положиться на персонал клиники, который в теории может как манипулировать данной информацией, так и допустить ошибку. Но как только это преодолено, человек может получить доступ к своим данным (например, фитнес данные, медицинские данные) и распоряжаться этой информацией по своему усмотрению.
Другой сферой, где блокчейн может быть не так эффективен, как это позиционируется – реклама. Блокчейн способен указать маркетологам на цифровые идентификаторы, которым была показана та или иная рекламу, однако кто именно стоит за таким идентификатором сказать сложно. В худшем случае за ним может стоять бот, и рекламодатель попросту выкинул деньги на ветер. Верифицировать подобную информацию можно только офлайн. В противном случае необходимо полагаться на честность тех, кто вводит информацию в систему.
В будущем с развитием экосистемы вокруг блокчейна, проблема «последней мили» даст дорогу новому типу посредников, которые будут решать проблему верификации данных, переводимых на блокчейн.