Возможно, вы видели, как актер и по совместительству технологический инвестор Эштон Кутчер подарил $4 млн долларов в токенах XRP любимой благотворительной организации Эллен Дедженерес на ее вечернем ток-шоу. Или, может быть, вы видели, как Стивен Кольбер объявил о пожертвовании XRP на сумму $29 млн школьным учителям на его вечерней передаче.
Ripple, компания из Сан-Франциско, которая купается в деньгах благодаря прошлогоднему скачку в стоимости криптовалют, стоит за этими пожертвованиями. Компания, не привлекая к себе слишком много внимания, стала одним из самых дорогих стартапов последнего десятилетия благодаря ценности XRP, – цифрового токена, созданного компанией шесть лет назад (подробнее о компании, ее продуктах и криптовалютЕ вы можете прочитать здесь).
Теперь наступила самая сложная задача: убедить людей использовать XRP для чего-то другого, кроме как спекулятивной торговли. Это проблема, с которой сталкивается большая часть еще молодой криптовалютной индустрии. Цифровые токены, такие как Биткоин, и многие другие (например, XRP), были разработаны для упрощения электронных транзакций. Но сегодня не происходит практически никаких криптовалютных транзакций, помимо ставок на виртуальных валютных биржах.
Несмотря на резкое снижение стоимости криптовалют в этом году, Ripple по-прежнему владеет XRP стоимостью $30 млрд, и компания хочет вручить некоторые из этих цифровых токенов в руки потенциальных пользователей.
В дополнение к подаркам в прямом эфире и частному концерту рэпера Снуп Дога для поклонников XRP, Ripple создала фонд с капиталом в $300 млн, который будет поощрять те компании, которые собираются использовать XRP по прямому назначению – облегчать международные денежные переводы. Недавно Ripple анонсировала еще одну программу под названием Xpring, которая будет платить разработчикам за создание программного обеспечения, ориентированного на XRP.
«Мы всё ещё находимся на раннем этапе, но уже начинаем видеть, что концепция оживает», – сказал Ашиш Бирла, ответственный за развитие продукта в Ripple. «Я должен убедиться, что это дело в руках правильных людей».
Однако на настоящий момент существует всего несколько криптовалютных проектов, сумевших эволюционировать до такого состояния, когда кто-то использует их токены не только в качестве инвестиции.
Промышленный инвестор, Спенсер Богарт, придумал термин для таких компаний, чьи денежные потоки были в основном сгенерированы за счет продаж собственных токенов: Cash-FlushBusiness-Light.
Многие люди купили цифровые токены, созданные этими компаниями, полагая, что когда-нибудь они пригодятся для реальных транзакций. Если компании хотят удержать инвесторов от дальнейшей продажи токенов, они должны убедить их, что эти токены имеют долгосрочную ценность.
Например, фирма, известная как Block.One, привлекла $4 млрд от инвесторов до того, как у нее появилось рабочее программное обеспечение. Теперь компания использует эти деньги для создания инвестиционных фондов, которые поощряют разработчиков работать над тем, чтобы сделать криптовалюту EOS полезной.
Однако ни один проект не сидит на бОльшем мешке с деньгами, чем Ripple. Это связано с необычной структурой криптовалюты XRP.
Биткоин и большинство других известных криптовалют постепенно создаются с течением времени и передаются компьютерам в сети, без каких-либо компаний или уполномоченных органов во главе. Ripple, напротив, держит у себя в руках большую часть токенов XRP – около 60%.
В январе стоимость токена XRP на короткий срок превысила $3, что сделало соучредителя компании RippleКриса Ларсена богаче основателя Facebook Марка Цукерберга, а стоимость самой компании временно стала выше, чем у большинства банков в мире.
С тех пор значение XRP снизилось примерно на 80%, но инвесторы сохранили цену токена на уровне 50 центов, а стоимость активов компании около $30 млрд (что больше, чем WeWork или SpaceX).
Крис Ларсен, соучредитель и исполнительный директор Ripple.
Бизнес-модель Ripple привлекла внимание крупных инвесторов, в том числе венчурную компанию Эштона Кутчера Sound Ventures, что объясняет его появление на шоу Эллен Дедженерес в мае.
Но огромные активы Ripple сопряжены со значительными рисками. Самая большая юридическая проблема, с которой сталкиваются многие криптовалютные проекты, – это регуляторы в Соединенных Штатах, классифицирующие криптовалюты как инвестиционные контракты или ценные бумаги.
Если такие проекты, как XRP и EOS, будут подвергаться ограничениям на торговлю и перемещение, вероятность того, что люди будут использовать токены согласно их изначальному предназначению, станет еще ниже.
Высокопоставленный чиновник Комиссии по ценным бумагам и биржам заявил в своем выступлении в этом месяце, что роль родительской организации в продвижении монеты и повышении ее стоимости – это один из самых важных факторов при определении того, является ли токен ценной бумагой. Особенно, если эта организация владеет значительным количеством токенов.
Руководители Ripple заявили, что уверены в том, что их токен не является ценной бумагой, поскольку XRP можно будет продолжать использовать, даже если компания исчезнет. Ripple наняла бывшего председателя SEC с 2013 по 2017 год Мэри Джо Уайт, чтобы защититься от судебных исков недовольных инвесторов, которые заявляют, что компания вводит их в заблуждение.
Возникшая ситуация является чем-то вроде Уловки-22 для Ripple: усилия компании по продвижению и развитию XRP могут продемонстрировать, насколько XRP зависим от Ripple.
«Уровень централизованности управления криптовалютой является для SEC основным индикатором при определении, можно ли считать те или иные токены ценными бумагами», – сказал Лоусон Бейкер, юрист и венчурный капиталист в криптовалютной индустрии. «Каждый раз, когда вы используете XRP для продвижения или развития платформы, вы всё ближе и ближе к статусу ценной бумаги в глазах SEC».
Если регуляторы не окрестят XRPкак ценную бумагу, фокус снова вернется к тому, какое применение криптовалюта может получить в реальном мире.
Ripple активно рекламировал успешный кейс с xCurrent, программным обеспечением, которое помогает банкам переводить деньги между международными счетами быстрее, чем существующие альтернативы. Но xCurrent не привязан к XRP.
Итак, кто рискнет использовать XRP?
Ашиш Бирла делает ставку на то, что первыми компаниями, которые будут использовать XRP, станут системы денежных переводов, вынужденыые платить банкам за услуги трансфера денег, в то время как XRP предлагает меньшие комиссии. К тому же банковские системы закрываются по ночам и выходным дням, а криптовалюту можно переводить в любое время.
Ripple объявила в этом году, что несколько крупных систем денежных переводов, включая Western Union и MoneyGram, проводят пилотные программы с XRP.
В прошлом месяце исполнительный директор Western Union заявил, что первые опыты с XRP не показали каких-либо заметных преимуществ по сравнению с существующими системами, но, по словам Fortune, компания будет продолжать тесты.
Currencies Direct является одной из немногих небольших организаций, которые также опробовали XRP в работе. Британский валютный брокер перевел деньги между Соединенными Штатами и Мексикой. Результаты по затратам оказались «такими же или немного дешевле», заключил Брайан Харрис, руководитель по развитию продукта компании.
Currencies Direct не планирует интегрировать XRP в свой бизнес прямо сейчас, сказал Харрис, поскольку Ripple пока не обслуживает большинство стран, где работает его компания.
«Они не присутствуют ни на одном из рынков, где мы действительно нуждаемся в них», – сказал Харрис. «Время покажет, смогут ли они выстроить соответствующую нашим потребностям инфраструктуру».