Четыре года назад это могло показаться невероятным, но сейчас это становится реальностью – токены могут появиться на платформе Corda от R3. Подробнее о Corda читайте в нашей статье.
Представители Cordite, независимого от R3 сообщества с открытым исходным кодом, создающим решения исключительно на базе Corda, скоро представят свою разработку. Cordite обещает сделать для корпоративных блокчейнов то, что сделал стандарт ERC-20 для Эфириума: разрешить создание токенов, представляющих различные виды активов в одной сети. Разница лишь в том, что Cordite разработан специально для банковской отрасли. Поэтому не удивительно, что основной участник и руководитель сообщества проекта Royal Bank of Scotland (RBS) является одним из 30 крупнейших финансовых учреждений в мире.
Аналогично тому, как ERC-20 спровоцировал бум ICO, позволяющих стартапам работать по всему миру, обойти обычные препятствия в сборе средств и привлечь миллиарды путем выпуска новых токенов, Cordite позволит создавать множество активов, традиционно удерживаемых и торгуемых регулируемыми учреждениями.
Ричард Крук (Richard Crook), руководитель направления технологического развития в RBS, сказал:
Когда мы перейдем на следующий уровень построения распределенных приложений в корпоративном пространстве, в этих реестрах возникнет потребность в токенах и единицах стоимости.
Крук привел пример:
Если я создаю платформу для документарных операций, когда счет идет в одну сторону, мне нужен цифровой актив, который по мнению всех сторон имеет какую-то ценность.
В этом есть своя ирония.
Международный блокчейн-консорциум R3 был основан в 2014 году, чтобы быть дружественным к регулированию поставщиком открытых реестров, который сильно бы отличался от криптовалютных сетей с их «анархическим» подходом к управлению.
Однако теперь, благодаря этому новому проекту, на флагманском программном обеспечении Corda R3 запуск ICO станет возможен технически, хоть и маловероятен. Cordite позиционируется как ответ на целый ряд проблем, стоящих перед разработчиками технологии распределенного реестра (DLT) внутри банков и других компаний.
Сообщество Corda
Появление корпоративных токенов в Corda приходится на достаточно стрессовый период существования R3, который стал предметом спекуляций различной степени относительно финансового здоровья организации.
Но какова бы ни была правда о финансовом состоянии консорциума, появление таких инициатив как Cordite предполагает, что вокруг развитой технологии R3 растет динамичное сообщество с открытым исходным кодом. Согласно R3, Cordite является лишь одним из многих «CorDapps», которые вскоре будут выпущены.
Это подтверждает и Крук из RBS – он сказал, что Cordite уже находился на определенной стадии развития, когда банк подключился к проекту. Организация присоединилась к разработке около 6 месяцев назад и нашла ответы на многие проблемы, стоящие перед компаниями, которые создают DLT-проекты.
Я не буду называть их, но это те же компании, которые являются членами R3 и вносят свой вклад в Cordite.
Он добавил, что проект оставался в закрытом альфа-режиме в течение последних шести месяцев, поскольку все участники хотели получить право на тестирование.
Корпоративные токены
Cordite – один из нескольких примеров того, как корпорации экспериментируют с фиатными деньгами в распределенных реестрах в той или иной форме. Кроме того, некоторые очень крупные фирмы рассматривают внутренние токены как способ объединения своих бухгалтерий или перевода денег по всему миру без конвертации валют.
Тем не менее, помимо такого потенциального повышения эффективности, Крук считает, что токенизация является ключом к работоспособности распределенных реестров в индустрии. Представитель RBS отмечает, что, во-первых, токен даст возможность распределить затраты среди участников зарождающегося мира корпоративных блокчейнов.
В DLT-проектах некоторые участники предоставляют услуги, а другие ими пользуются. Люди, которые предоставляют услуги, должны получать за это вознаграждение от тех, кто ими пользуется.
При этом более широкие варианты использования технологии пересекаются с традиционным банковским миром. Например, со стандартным способом представления депозитов банка в виде цифровых токенов. И безусловно, внедрение эквивалента ERC-20 в Corda означает возможность осуществления продажи токенов.
«Технически вы могли бы это сделать при желании», – сказал Крук, добавив, что ему аналогичный вариант применения технологии для публичных сборов не особенно интересен.
Тем не менее, у токена есть некоторые возможности для привлечения капитала внутри банка. Например, в рамках торговли долговыми обязательствами и обыкновенными акциями в банках может быть рассмотрен вопрос о выпуске долговых обязательств или акционерной доли в форме цифровых активов.
Это не отличается от принципов рынка ICO, и может привести индустрию в высокорегулируемую область. У вас теперь есть возможность делать то, что вы делаете с ICO – создавать цифровые активы, которые передаются во всем мире без документов и всего остального, — но через регулируемое предприятие.
Цифровые взаимные компании
Еще один вариант использования токенов Cordite, который RBS и NatWest намерены изучить — это концепция того, что Крук назвал цифровыми взаимными компаниями.
В недавнем сообщении в блоге под названием «Возвращение DAO» Крук сравнивал децентрализованные автономные организации с взаимными компаниями, которыми владеют их члены. Прибыль таких организаций обычно реинвестируется в улучшение ее работы. Историческими примерами таких компаний являются строительные общества в Великобритании и компании совместных сбережений и займов в США, а также компании взаимного страхования.
Крук утверждает:
Cordite может обеспечить членство, возможность вносить предложения и голосовать, что позволит создавать взаимные общества в блокчейне.
Цифровые взаимные компании в концепции Крука могут потребовать новой формы юридической структуры, в которой собственность, управление и контроль заложены в код. При этом некоторые аспекты существующего свода правил становятся излишними (например, ежегодные собрания акционеров не нужны).
Однако они могут также ориентироваться на существующие юридические структуры – кооперативные общества, строительные общества и кредитные союзы, что не потребует нормативных и законодательных изменений.
К вопросу о регулировании стоит отметить, что Крук и его команда в RBS стояли за созданием прототипа отчетов о предоставлении ипотечных кредитов на базе Corda, разработанным в сотрудничестве с Управлением по финансовому надзору Великобритании.
Крук намекнул, что новая инициатива также может получить поддержку регулятора:
FCA также может быть заинтересована в концепции цифровых взаимных компаний, но это уже другая история.