Еще совсем недавно ни одно предприятие даже не упоминало о внедрении криптовалют в работу. Вместо использования криптографически защищенных токенов для оптимизации бизнес-процессов некоторые из наиболее узнаваемых компаний, интегрирующих блокчейн в работу, в большинстве случаев просто ограничивались использованием инновационной технологии лишь в качестве основы новой децентрализованной базы данных.
За последние несколько лет ситуация начала меняться. Теперь же руководители крупных корпораций высказывают более определенное отношение (как положительное, так и отрицательное) к крипторынку, который на данный момент оценивается в $300 млрд.
Но если в 2017 компании только начали говорить о криптоиндустрии, совсем недавно предприятия стали публично использовать цифровые валюты в работе. Так, например, крупная корпорация IBM рассказала CoinDesk, что компания ведет переговоры с руководителями торговых площадок, крупных корпораций и центральными банками для изучения того, как криптовалюты смогут помочь снизить их издержки и увеличить доход.
«Мы видим большой спрос на выпуск цифровых активов по всем направлениям», – сказал новый глава IBM по разработке блокчейнов Джесси Лунд.
С этой целью компания установила партнерские отношения со Stellar (Что такое Stellar Lumens) в октябре прошлого года. Однако в интервью CoinDesk Лунд сказал, что IBM заинтересована в расширении бизнес-приложений. Он добавил:
«То, развитие чего мы сейчас наблюдаем, может стать самой большой индустрией».
Подтверждение сближения IBM с блокчейн-индустрией – это активное сотрудничество с финансовыми институтами. Так, например, за прошлый год Лунд встретился с представителями 20 центральных банков, изучающих потенциальные преимущества от выпуска собственной фиктивной криптовалюты на блокчейне. Хотя он и не раскрывал названия большинства центральных банков, Лунд сказал, что большинство из них представляют страны «Большой двадцатки». Исходя из результатов переговоров, он сказал, что среди первых центральных банков, выпускающих валюту на блокчейне, будут представители из Азии и Северной Америки.
«Однако более всего я был потрясен видением банка Швеции Riksbank», – сказал Лунд.
В декабре 2017 года Riksbank опубликовал white paper, в котором подробно рассказывается об интересе переместить финансовую систему Швеции на цифровую платформу, хотя технология блокчейн не упоминается в документе.
Не только криптовалюта
Тем не менее, интерес IBM выходит за пределы сферы цифровых денег. Используя ту же технологию, которая позволяет увеличить количество стартапов для привлечения капитала на платформе Stellar, IBM изучает разнообразие других токенов. Компания определяет три основных типа монет: токены ценных бумаг, которые дают владельцам долю в эмитентной компании, utility токены, которые предоставляют пользователям доступ к услуге и токены товаров, которые представляют собой цифровое воплощение физического актива. Однако IBM планирует создать нечто новое:
«Мы работаем в направлении выпуска токенов, которые имеют более высокую денежную оборачиваемость, чем нынешние аналоги», – сказал он.
Помимо очевидного интереса к работе с товарными биржами, Лунд сказал, что IBM сотрудничает и с розничным компаниям, которые хотят токенизировать некоторые аспекты работы.
Четвертая категория компаний, с которой работает IBM – стартапы, стремящиеся привлечь капитал, хотя, по словам Лунда, это направление оказалось менее привлекательным для IBM.
«Мы привыкли работать с более зрелыми клиентами, с которыми давно сотрудничаем», – добавил Лунд.
Не только Stellar
До сих пор работа IBM с криптоиндустрией в значительной степени ограничивалась сотрудничеством с сетью Stellar и ее криптовалютой, которая использовалась в основном в трансграничных платежах. В самой компании работает девять узлов Stellar, которые подтверждают транзакции в разных странах мира. В частности, речь идет про Австралию, Бразилию, Гонконга и США. Однако в будущем IBM открыта для работы с неограниченным количеством блокчейнов.
Наиболее перспективное сотрудничество связано с Sovrin Foundation, который внес свой вклад в исходную кодовую базу Hyperledger Indy и сейчас готовится выпустить криптоактив с помощью ICO. Лунд не раскрывал подробностей, однако он указал, что IBM планирует сотрудничать с фондом. Ожидается, что в ближайшее время появятся первые новости.
Таким образом, интеграция IBM в криптосферу по большей части сводится к работе с эксклюзивными блокчейнами (Permissioned- и Permissionless-реестры. В чем разница?). При этом Лунд ожидает, что дальнейшие деловые возможности между публичными и частными блокчейнами продолжат развиваться. Он заключил:
«Мы собираемся достичь гораздо большего сближения этих двух полюсов».