Статья Европарламента
Является ли блокчейн революционной технологией в сфере безопасности, которая необходима для реализации электронного голосования, и если да, можно ли назвать это будущим демократии?
Несмотря на активную оцифровку многих важных аспектов современной жизни, выборы по-прежнему в основном проводятся в автономном режиме на бумаге. С начала века электронное голосование принято считать многообещающим и (в конечном итоге) неизбежным в развитии избирательной системы. Оцифровка выборов может ускорить, упростить и сократить расходы на проведение этой процедуры, привести к более высоким показателям явки избирателей и даже развитию более устойчивой демократии.
Электронное голосование можно осуществить различными способами: через Интернет или выделенную изолированную сеть; присутствуя на избирательном участке или голосуя дистанционно; использовать мобильные телефоны и ноутбуки или специальное оборудование. Теперь у нас появилась еще одна альтернатива – продолжать доверять центральным органам власти управлять выборами или использовать технологию блокчейн для открытого голосования.
Многие эксперты согласны с тем, что электронное голосование потребует революционных разработок в системе безопасности. Основной вопрос в следующем: будет ли блокчейн представлять собой революционное преобразование или просто постепенное развитие, и каковы его последствия для будущего демократии.
Каким образом можно использовать технологию блокчейн для развития электронного голосования?
Блокчейн – это технология, которая позволяет записывать и проверять данные в распределенном реестре. Как правило, голоса на выборах регистрируются, подсчитываются и проверяются центральным органом. Электронное голосование на блокчейне (Blockchain-enabled e-voting, далее BEV) позволит избирателям самостоятельно выполнять эти задачи, сохраняя копию записи о голосовании в реестре. После проверки запись нельзя изменить или отменить, а голоса нарушителей не могут быть добавлены, поскольку пользователи сети могут оценить, занесен ли этот голос в реестр по правилам. Таким образом, BEV перенесет полномочия от центральных участников, таких как избирательные органы, обычным людям. Это будет способствовать развитию системы достижения консенсуса всем сообществом на блокчейне.
Одним из способов разработки систем BEV для электронного голосования является создание новой, сделанной на заказ системы, предназначенной для отражения конкретных характеристик выборов и электората. Второй подход, который может быть более дешевым и простым в исполнении – построить сеть поверх уже существующей цепи, например, на базе криптовалюты (биткоина). Учитывая, что безопасность реестра блокчейна основывается на широте его пользовательской базы, второй вариант также может быть более безопасным для выборов с небольшим числом избирателей.
Эксперты в сфере блокчейна обсуждают новое поколение «техно-демократических систем», и мы уже можем видеть появление виртуальных эквивалентов национальных администраций, основанных на этой технологии. Однако в ближайшей перспективе потенциал BEV может быть проявлен больше в организационном, чем в национальном контексте. Например, эта технология уже использовалась для внутренних выборов политических партий в Эстонии. Развивая эту концепцию, BEV можно было бы сочетать со смарт-контрактами, чтобы автоматически принимать меры при определенных условиях. Таким образом, по результатам голосования могут автоматически приниматься различные решения (юридические, организационные или инвестиционные).
Потенциальные последствия и развитие
Более оптимистичные прогнозы развития электронного голосования, (например, что внедрение BEV будет стимулировать молодежь Европы к участию в развитии демократии), как минимум должны быть оценены с определенной долей скептицизма. Аналогичным образом, многие опасения по поводу BEV, связанные с анонимностью, принуждением и доступностью, также применимы к традиционным бумажным системам. Оказание давления представляет собой угрозу для любой системы голосования, которая предлагает дистанционное участие (например, отправление бюллетеней по почте). Для выборов как в электронном формате, так и на избирательных пунктах, использование частных кабин для голосования является единственной гарантией от мошенничества. Доступность для всех избирателей является ключевой проблемой на выборах. BEV может усугубить ситуацию, представив гражданам слишком много вариантов участия. Например, голосовать на терминале на традиционном участке или использовать личное устройство. Могут существовать разные интерфейсы для граждан, которые хотят выйти за рамки обычного голосования путем бросания листка в урну, а также использовать свое право на доступ к данным и проверить, соблюдены ли правильные процедуры. Анонимность часто считается решающим элементом демократического участия, хотя большинство национальных выборов на самом деле «псевдонимичны». Это означает, что нелегко узнать, как люди голосовали, но это в принципе возможно, поскольку кодекс связывает каждый бюллетень с личными записями на избирательном регистре. Мы вынуждены доверять властям, чтобы защитить нашу анонимность. BEV также нельзя назвать полностью анонимным способом проведения выборов, поскольку все же существуют способы узнать, как проголосовал человек. Можем ли мы доверять сообществу и технологии для защиты нашей анонимности? В процессе разработки BEV ведется работа по техническому решению этого вопроса, который может предложить полную анонимность. Потенциальный ответ заключается в том, чтобы доверять центральному органу по распространению псевдонимов и держать их в секрете, как это работает и сейчас в обычной системе голосования на бумаге под псевдонимом. Однако поддержание некоторой централизованной власти подобным образом могло бы бросить вызов идеологии децентрализации, связанной с системами на основе блокчейна.
Еще один ключевой вопрос заключается в том, как обеспечить широкое доверие к безопасности и легитимности системы. Как и при бумажных выборах, недостаточно, чтобы результат был справедливым и действительными. Весь электорат, даже если он разочарован результатом, должен признать, что этот процесс был законным и надежным. Таким образом, помимо обеспечения реальной безопасности и точности, BEV также должен быть подкреплен на широким доверием со стороны общественности. Поскольку протокол блокчейна довольно сложный, это может стать препятствием для принятия обществом BEV.
Наконец, при оценке потенциального воздействия BEV мы должны учитывать ценности и политику, которые он отражает. BEV не просто оцифровывает традиционный процесс голосования, он предлагает альтернативу с другим набором ценностей и политической основой. Обычно власти управляют выборами централизованно сверху вниз. BEV – это полная противоположность. Процесс управляется людьми, и он прозрачен и децентрализован. Хотя традиционные выборы усиливают авторитет государства, участие в BEV прежде всего утверждает первенство народа. В этом свете неудивительно, что электронное голосование транслирует переход к более прямой, децентрализованной и восходящей с низов демократии.
Таким образом, уровень влияния, который технология блокчейн может оказать в сфере голосования, зависит от того, насколько она может отражать политику, ценности и структуру отдельно взятого общества.
Упреждающая политика
Хотя в европейском законодательстве не прописаны протоколы выборов в странах-участниках ЕС, в этой сфере произошел определенный сдвиг: были предприняты усилия для поощрения использования электронного голосования при соблюдении конституционных принципов избирательного права (всеобщего, равного, свободного, тайного и прямого избирательного права). Тем не менее, предложения по использованию блокчейна на национальных выборах должны будут соответствовать нескольким другим областям европейского права, включая конфиденциальность, защиту данных для избирателей, а также доступность для всех граждан.