Pantera Capital, фонд, инвестирующий в блокчейн-стартапы и криптовалюты - письмо для инвесторов, ноябрь 2017
BITCOIN: Деньги через IP
Я был на семинаре, где модератор попросил участников дискуссии описать биткоин как можно более емко. Многие участники форума пустились в сложные описания криптографии, хэш-мощности и все эти запутанные вещи. Я сказал, что биткоин можно описать в четырех буквах: это MoIP – (Money over IP) деньги через IP.
Блокчейн может подорвать привычные бизнес-модели точно так же, как VoIP (Voice over Internet Protocol) или IP-телефония (голосовая связь через интернет) взорвала рынок телефонии.
В былые времена ситуация кардинально отличалась: в одной стране был монополист, медный провод через океан, и монополист в другой стране. Единственная возможность на тот момент для человека, находящегося в Соединённых Штатах, связаться с человеком в Соединенном Королевстве – использовать этих двух монополистов и медный провод. Когда стало понятно, как перенаправить голос через Интернет, в обход этих монополистов, цены упали более чем на 99%, качество повысилось, а количество пользователей увеличилось в несколько раз. (На Земле недостаточно меди для передачи всех данных, которые сейчас проходят через опто-волоконные кабели в Интернете).
Биткоин – это деньги через IP. Это способ направить деньги в обход группы ведущих компаний (олигополистов), которые контролировали обслуживание корреспондентских счетов в течение пяти столетий. Это позволяет человеку в любой стране отправить любую сумму кому угодно на Земле. Чтобы технология была действительно революционной, она должна быть лучше, быстрее и дешевле, чем предыдущая. Для большинства биткоин – это что-то бесплатное, работающее в режиме реального времени и абсолютно безграничное.
Передовую технологию часто называют убийцей категории. Биткоин – серийный убийца, который собирается уничтожить десятки разных отраслей. Мы уже можем предвидеть, как его внедряют в различные отрасли - трансграничный трансфер средств, безопасные онлайн-транзакции, платежи, денежное хранение. Скоро блокчейн будет иметь такие способы применения, которые мы не можем себе даже представить сегодня. Точно так же возникли непредвиденные варианты использования различных интернет-протоколов в начале 90-х годов.
Когда скептики старой школы говорят, что биткоин – ненадежная валюта, потому что она слишком изменчива, они упускают, что биткоин будет разрушать все постепенно. Сегодня биткоин – “жуткая” единица счета.
В этом-то и дело, биткоин значительно недооценен как платежный массив, поствалютный реестр, система микроплатежей и т. Д. Это не классическая валюта, т.к. она слишком быстро растет. Должно быть это в первый раз в истории, когда люди называют валюту недееспособной, потому что она активно развивается. (Аргентинцам и зимбабвийцам должно быть так повезло). В течение последних восьми лет биткоин был отличным средством для спекуляции / хранения / создания богатства. Одна из последних вещей, которую осталось сделать биткоину – стать стабильной единицей счета. Когда это произойдет, скептики объявят, что теперь биткоин можно считать приличной валютой – вероятно, к тому моменту он будет иметь курс 500 000 $ / BTC.
Венчурные капиталисты теряют 97% от сделки
Мы уже публиковали эту иллюстрацию ранее: в интернет-пространстве рынок захватили приложения, в то время, как в блокчейн-пространстве пока преобладают протоколы.
Тим Бернерс-Ли изобрел всемирную паутину, за которую практически ничего не получил. Марк Цукерберг, который, возможно, и не изобрел Facebook, в конечном итоге получил бы право голоса на монополию данных, которая ежегодно получает 40 миллиардов долларов от своих клиентов-производителей. Бизнес-модель веб-компаний заключается в том, чтобы побудить потребителя использовать предоставляемый сервис в обмен на деньги.
Блокчейн переворачивает концепцию с ног на голову. Блокчейн позволяет всем пользователям участвовать в успехе сети. Блокчейн – это сообщество, основанное на содействии между участниками и их контрибуции. Разработчики протокола и участники сети теперь имеют возможность поделиться тем, что они создают. Если вы майните или покупаете биткоины или эфир, вы уже обладаете частью протокола. Эти усилия стимулируют сделать этот протокол полезным и доступным для всех. В системе блокчейна разработчики, протокол и первые члены сообщества участвуют в создании ценности. По мере роста сети вкладчики часто вознаграждаются криптовалютой или токенами в проекте. И затем, если проект становится успешным, а сеть работает эффективно, стоимость этих токенов растет. Похоже, что большинство венчурных капиталистов упустили то, что подавляющее большинство ценности создается самими протоколами, а не приложениями, построенными поверх этих протоколов. Интересно, что подобные приложения обычно являются пользовательскими интерфейсами, которые, имеют открытый исходный код. Причина, по которой они создаются с открытым исходным кодом, заключается в том, что без него невозможно доверять создателям. Если приложение не публикуется с открытым исходным кодом, оно противоречит основополагающему принципу использования блокчейна.
Чтобы привести конкретные цифры, мы проанализировали блокчейн-пространство. Самая богатая блокчейн-компания – Ripple, в настоящее время она оценивается в более чем 2 млрд. долларов. Тем не менее, большая часть активов (62%) – это собственные токены компании XRP. Сумма стоимости всех других компаний (Coinbase, Xapo, Bitstamp, Brave и др.) составляет приблизительно 5 млрд. долларов. Рыночная стоимость самих протоколов составляет около 180 млрд. долларов. Те, кто сосредоточен на инвестировании только в венчурный капитал / приложения, теряют 97% от стоимости.
Мы проанализировали реальную стоимость извлечения прибыли. Таким образом, даже если вы инвестировали в первоначальные раунды привлечения финансирования Coinbase (приложение), вложение в биткоин и его протокол принесло бы вам больше денег. То же самое касается практически любой другой компании.
Ирония заключается в том, что венчурные капиталисты, которые исторически лидировали в других секторах, в настоящее время, как правило, не могут или не хотят инвестировать в криптовалютыи ICO. Типичная венчурная фирма инвестирует только 3% в приложения. Это разработчики протокола, разрушают лидеров рынка – дезинтегрируя венчурных капиталистов и используя ICO для привлечения средств.